New Page 1
Управление
цветом
О
чернилах
Теоретически
из четырех базовых полиграфических цветов
– голубого (cyan),
пурпурного (magenta),
желтого (yellow)
и черного (bkack)
– можно составить любой оттенок. Эти четыре
цвета составляют классическую цветовую
схему CMYK.
Однако технологически накладывают на
теорию ряд ограничений. Поэтому в
современных принтерах применяется либо
шестицветная, либо семи-, восьми- или
девятицветная печать.
В
шестицветной печати к цветам CMYK
добавляют светло-голубые и светло-пурпурные
чернила. Чаще всего их называют Light
Cyan
и Light
Magenta,
но иногда вместо слова Light
(осветленный) используют слово Photo.
Дополнительные цвета необходимы для более
точной и естественной передачи полутонов.
Кроме того, они уменьшают зернистость
печати, особенно в светлых областях
изображения.
В
некоторых моделях (например, в Epson
R800
и Canon
PIXMA
iP8500)
классическая цветовая схема изменена –
красные, синие или зеленые чернила
дополняют или заменяют осветленные. Это
сделано для расширения цветового охвата,
который у большинства современных
фотопринтеров превосходит охват
аналоговой печати.
В
новых принтерах Hewlett-
Packard
цветовой охват
удалось расширить за счет применения
отдельного картриджа с черными и серыми
фоточернилами, которые, смешиваясь в разных
пропорциях с цветными красителями,
позволяют получить новые оттенки. Кстати,
наличие серых чернил экономит цветную
краску – серый цвет не приходится
синтезировать. Стоят они не намного дешевле
цветных. Но, что особенно важно, серые
картриджи (НР №59 и НР №100) позволяют
получить великолепные черно-белые
фотографии. Пока НР является лидером в ч/б
печати, ему удалось добиться точного серого
цвета во всех градациях, в то время как
остальные производители добились «почти
точного серого цвета» - ч/б картинка, как
правило, уходит в легкий красноватый
оттенок, с которым довольно непросто
бороться.
Однозначно
утверждать, что одни чернила имеют какое-либо
преимущество над другими, нельзя. Каждые
хороши в своей родной среде – в родном
принтере и
на фотобумаге, которая хорошо их принимает.
Что касается цветового охвата, качества
цветового охвата, качества цветового
охвата, качества фотографий и стойкости к
выцветанию, то разные производители
добиваются результатов одного уровня для
разных типов чернил. Та же стойкость к
выцветанию у пигментных чернил Epson
и растворимых Hewlett-Packard
очень высока – по оценкам независимых
экспертов, фотографии сохраняют основные
цвета в течение 100 лет, даже если они будут
висеть на стене на открытом свету, а не
храниться в альбоме.
О
картриджах и печатных головках
Работу
струйных принтеров представить не сложно.
Есть набор чернил, математика, которая дает
принтеру команды, в какую область надо «накапать»
капель разных цветов. И печатная головка,
которая выполняет эти команды.
Единственное, что в этой картине неверно –
может сложиться впечатление, что это очень
медленный процесс. На самом деле принтер
оснащен довольно быстрым процессором,
который мгновенно высчитывает, куда должна
попасть та или иная капля. А печатная
головка способна выстреливать сотни тысяч
мельчайших капель в секунду. Это косвенно
связано с расходом чернил, перетекающих в
расход денежных средств.
У
каждого производителя принтеров (Canon,
Epson
и Hewlett-Packard)
свой подход к конструированию принтера. Epson
использует печатные головки, встроенные в
принтер. Это замечательно, но у чернил,
попавших в печатную головку, есть одна
особенность – они засыхают. И если
принтером не пользовались довольно долго (месяц,
например), то чернила забивают дюзы
печатной головки. Как правило, это «лечится»
простой или глубокой прочисткой сопел. Но
если чернила застыли намертво и прочистка
не помогает, владельцу принтера придется
обращаться в сервисный центр, и в случае Epson
это превращается в дорогое удовольствие –
цена ремонта принтера может обойтись в
половину его цены. А недорогую модель порой
проще и дешевле выбросить, чем чинить.
Hewlett-Packard
придерживается прямо противоположного
подхода: печатные головки встраиваются не в
принтер, а в картридж – в худшем случае при
засоре пользователь лишится картриджа, а не
принтера. Кроме того, по оценке
специалистов НР, картриджи со встроенной
печатной головкой требуют на прочистку
очень мало чернил – а у конкурентов на это
уходит до 20% объема картриджей. Даже если
сведения специалистов НР несколько
завышены, это объясняет, почему НР
продолжает выпускать современные
картриджи (с тремя красителями в одной
емкости) и не переходит на разъемные. Низкий
расход чернил на прочистку компенсирует
затраты пользователя, связанные с
использованием современных картриджей:
когда заканчивается один краситель из трех,
пользователю приходится выбрасывать весь
картридж.
Компания
выработала промежуточную тактику –
печатная головка в большинстве принтеров
отделена от картриджей, но подлежит замене,
т.к. не встроена в принтер намертво. И ее
замена не влечет за собой больших расходов.
Кроме того, печатные головки Canon
отличаются от головок конкурентов рекордно
большим числом дюз. Отчасти поэтому
принтеры Canon
печатают так быстро – они способны
покрывать большие площади бумаги
мельчайшими каплями. Такой подход позволил Canon
отказаться от технологии печати каплями
переменного размера, которая до сих пор
применяется в принтерах Epson
– там области с однородными заливками
заполняются крупными каплями, а области,
требующие прорисовки мелких деталей –
мелкими. Таким образом, использование
капель разных размеров также позволяет
повысить скорость печати.
Управление
цветом
Как
правило, принтеры и в автоматическом режиме
неплохо справляются с приятной глазу
передачей цветов. Не обязательно
колориметрически верной, но именно
приятной глазу, ведь одна из задач
любительской фотографии – эффективное
воспроизведение цветов.
Производители
принтеров давно уже взяли на вооружение
этот принцип – его можно назвать принципом
«относительного фотореализма». И в первую
очередь предлагают не традиционные способы
с использованием цветовых профилей, а
фирменные технологии, позволяющие
автоматически добиться неплохого эффекта.
Эти технологии весьма полезны для
начинающих фотолюбителей. В чем-то они
подобны сюжетным программам, которые можно
использовать при съемке. Но для более
точного управления цветом, когда
фотолюбитель берет на себя большую
ответственность за конечный результат,
драйверы всех принтеров предлагают ручное
управление цветовым балансом. Это похоже на
настройку Color
Balance
в графическом редакторе – усиление одного
цвета за счет ослабления другого.
Единственное, чем это плохо – тем, что
толкает пользователя на метод проб и ошибок
и на дополнительный расход чернил и бумаги.
Поэтому фотолюбители, которые более
уверены в своих знаниях, могут отключать
автоматику и перейти на точное управление
цветом по общепринятому стандарту ICM,
предполагающему использование цветовых ICC-профилей.
По
материалам публикаций журнала «Digital
Photo. Мастерская»
Все статьи |